Опыт работы с детьми с ЗПР в нетрадиционных техниках по

Опыт работы с детьми с ЗПР в нетрадиционных техниках по

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР» Из опыта работы.

Автор: Дмитренко Анна Васильевна. Воспитатель 1 категории д/с комбинированного вида N198 «Вишенка» г.о. Тольятти, Самарская область.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу (бумаге), влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. А также позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские (оформление открыток), театральные (обыгрывание моделей).

Почему детям нравится  заниматься оригами?
  Оригами похоже на волшебство - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
 
Какие способности развивает оригами?

Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями. Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания. Развивает творческие способности. Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор.

 

Думаю, что всех достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже достаточно, чтобы понять ценность оригами для развития дошкольников.
Я работаю в детском саду комбинированного вида, где наряду с группами детей общеразвивающей направленности , есть и группы для детей с задержкой психического развития. Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Какой находкой в работе с такими детьми для меня оказалась техника оригами. Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно сделать определенные игрушки, а путем складывания из бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания , складывания частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. 

 Многие считают, что конструирование из бумаги представляет для дошкольника (а тем более для ребенка с ЗПР) некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала, прежде чем переходить к работе со схемами, нужно научить детей простейшим приемам складывания, воспроизведениям действий, показанных взрослым. Это не является для ребенка простой механической операцией, как может показаться с первого взгляда, ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения.

Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а , в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата. Поделки для детей  дошкольного возраста основаны на базовых формах «треугольника», «конверта», «воздушного змея».

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к конструированию (оригами) и эмоционально настроить их на  деятельность, я использую  русские народные песенки, загадки, мотивирую их на создание коллекций, создание макетов, изготовление украшений-сувениров, изготовление предметов для «театра». Все развивающие задачи продуктивной деятельности целесообразно облекать в рамки интересного дела.То есть нужно создать необходимое эмоциональное отношение к еще несуществующему предмету.

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. Кстати, придуманными игрушками из оригами — красивыми, забавными, фантастическими — можно украсить большую рождественскую елку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

В нашем детском саду уже который год практикуется такая форма работы с детьми, как мини-студия нетрадиционных техник изобразительного искусства. Что это такое? Каждый педагог выбирает  для себя интересную ему технику – коллаж, изонить и т.д. и ведет работу с детьми по выбранному направлению в свободное время по заранее составленому перспективному плану. Мною была выбрана техника складывания из бумаги. Моя мини-студия так и называется «БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ». Организуется деятельность с детьми в рамках мини-студии 1 раз в неделю во второй половине дня. По результатам оформляются выставки-презентации детских работ в группе, в выстовочной галерее детского сада. С удовольствием вместе с детьми в выставках принимают участие и их родители. И вот уже на протяжении нескольких лет мы все вместе творим и радуем друг друга новыми победами. Ведь для дошкольника любой маленький успех-это большая победа.

Попробуйте и вы вместе с детьми создать свой мир бумажных игрушек. Окунитесь в мир бумажной фантазии. Я уверена –вам понравится.

Поделки для детей с зпр фото
Поделки для детей с зпр 65
Поделки для детей с зпр 47
Поделки для детей с зпр 18
Поделки для детей с зпр 91
Поделки для детей с зпр 98
Поделки для детей с зпр 84
Поделки для детей с зпр 46
Поделки для детей с зпр 75
Поделки для детей с зпр 82
Поделки для детей с зпр 29
Поделки для детей с зпр 34
Поделки для детей с зпр 1
Поделки для детей с зпр 98
Поделки для детей с зпр 17
Поделки для детей с зпр 7
Поделки для детей с зпр 31
Поделки для детей с зпр 95
Поделки для детей с зпр 24